()
Результативность научно-исследовательской и научно-методической работы
1. Направление «Современные педагогические концепции и технологии образования. Проектирование образовательных систем».

Тема «Педагогическая концепция и образовательные технологии, обеспечивающие формирование активной жизненной позиции и освоение современных техник самоорганизации» (1998-2006).

По итогам теоретической и экспериментальной работы исследовательского коллектива опубликована коллективная монография «Общая управленческая подготовка» (под ред. А.П.Зинченко, Тольятти, 2006). Монография описывает принципиальные основания, основные понятия и организационные формы авторской педагогической концепции общей управленческой подготовки.

2. Направление «Современные педагогические концепции и технологии образования. Проектирование образовательных систем».

Тема «Проектирование инновационных образовательных систем» (1993-2006).

По итогам теоретической и экспериментальной работы исследовательского коллектива опубликована коллективная монография «Инновационное образовательное учреждение» (под ред. С.Б.Крайчинской, Тольятти, 2006). Монография описывает базовые понятия, которые могут быть использованы при проектировании современных систем образования и подготовки.

3. Направление «Современные педагогические концепции и технологии образования. Проектирование образовательных систем».

Тема «Инновационные технологии подготовки в современных учреждениях профессионального и общего образования» (2000 – по настоящее время).

В ходе работы получены теоретические основания для разработки и экспериментального внедрения инновационных технологий подготовки кадров.

По заказу Министерства образования и науки Самарской области (государственный контракт № 237 от 27.11.2006) подготовлены рекомендации по апробации инновационных технологий подготовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования с целью выявления возможностей практического использования полученных результатов. Рекомендации переданы преподавателям образовательных учреждений в составе ассоциации «Аграрный образовательный комплекс Самарской области» в ходе программы повышения квалификации.

В 2008-2009 учебном году разработаны и переданы учителям школ г.о.Тольятти рекомендации по практическому использованию инновационных технологий подготовки в общеобразовательных учреждениях.

4. Направление «Современные педагогические концепции и технологии образования. Проектирование образовательных систем».

Тема «Профессиональное самоопределение старшеклассников: инновационные технологии предпрофильного и профильного обучения» (с 2000 года по настоящее время).          В рамках темы разработаны теоретические и концептуальные основания для изменения подходов к профессиональному самоопределению. На основе проведенных исследований и по заказу Министерства образования и науки Самарской области (государственный контракт № 172 от 13.11.2006) осуществлена разработка Концепции профориентационной работы.

Подготовлены рекомендации по постановке прикладных исследований и организации разработок имитационных игр, позволяющих осуществить практическое самоопределение школьников в имитируемой деятельности. Прикладные исследования по теме проведены в школах г.о.Тольятти: в 2006 году – в 7 школах (участвовало 163 учащихся), в 2007 году – в 17 школах (участвовало 550 учащихся), в 2008 году – в 7 школах (участвовало 212 учащихся).

Три разработки имитационных игр защищены свидетельствами Роспатента: свидетельство №2006610892 на программное обеспечение имитационной игры «Реклама и маркетинг», свидетельство №2006610893 на программное обеспечение имитационной игры «Сырьевой рынок», свидетельство №2006610894 на программное обеспечение имитационной игры «Юридическое сопровождение деятельности».

5. Направление «Методология управленческого мышления и деятельности».

Тема «Принципы и методы управления локальными системами образования. Модели управления образованием» (с 2002 года по настоящее время).

В ходе работ по данной теме разработаны теоретические и концептуальные основания управления образовательными системами, созданы модели управления образованием на различных уровнях. Результаты исследовательских работ были опубликованы в научных отчетах и в сборнике научных трудов «Атриум. Педагогика».

По заказу Ресурсного центра г.о.Тольятти (договор №191 от 07.11.2007) в рамках работ по данной теме проведена проектно-аналитическая сессия «Организация взаимодействия в управлении городской системой образования». В декабре 2007 года по теме подготовлен сборочный исследовательский отчет с рекомендациями по апробации разработанных теоретических принципов и схем организации управления образовательными системами в деятельности Департамента образования мэрии г.о.Тольятти и для руководства образовательными учреждениями города.

6. Направление «Методология управленческого мышления и деятельности».

Тема «Управление кадровым потенциалом (корпорации, отрасли, системы)» (с 2003 года по настоящее время).

В ходе исследования разработаны базовые понятия (кадровый ресурс, кадровый потенциал, кадровый резерв), определены теоретические основания для управления кадровым потенциалом, описаны возможные технологии (кадровая политика, кадровая программа и др.) и инструменты кадрового обеспечения функционирования и развития организаций и локальных систем. Результаты исследовательских работ были опубликованы в сборнике научных трудов «Атриум. Педагогика».

По заказу Ресурсного центра г.о.Тольятти (договор № 225 от 13.12.2007) была организована проектно-аналитическая сессия «Кадровое обеспечение городской системы образования». В январе 2008 года подготовлен сборочный исследовательский отчет с рекомендациями по апробации разработанных теоретических принципов и технологий управления кадровым потенциалом городской системы образования в деятельности Департамента образования мэрии г.о.Тольятти и образовательных учреждений города.

7. Направление «Методология управленческого мышления и деятельности».

Тема «Формирование управленческих компетенций в системе общего образования» (с 2000 года по настоящее время).

В рамках работ по данной теме оформлен теоретический подход к формированию управленческих компетенций в системе общего образования (научные статьи по теме опубликованы в сборнике научных трудов «Атриум. Педагогика»), а также разработана концепция и методы формирования управленческих компетенций для учащихся общеобразовательных школ.

Подготовлены рекомендации по постановке прикладных исследований и организовано проведение прикладных исследований на базе средней общеобразовательной школы в составе Академии, в ходе исследований апробирована концепция формирования управленческих компетенций в системе общего образования.

В настоящее время разрабатываются рекомендации по апробации и внедрению элементов концепции формирования управленческих компетенций в общеобразовательные учреждения г.о.Тольятти.

В рамках научно-исследовательской и проектно-аналитической работы Академия организует и проводит семинары, конференции, слушания, иные мероприятия, направленные на популяризацию новейших достижений и передового опыта в сфере профессионального образования, управленческой деятельности, в других соответствующих отраслях профессиональной деятельности. Так, в 2009-2010 учебном году в Академии прошла серия городских деловых слушаний, организованная проектно-аналитическим центром при участии внешних экспертов-представителей городского профессионального сообщества. Проекты, представленные на деловых слушаниях, предполагают создание в городе предприятий по переработке медного лома, по производству ИТ-систем и программного обеспечения, энергосберегающих трансмиссий, автомоечного оборудования, мини-тракторов, автокомпонентов; строительство в пригородной зоне фермерского комплекса полного цикла, а также развитие в Тольятти событийного спортивного и инновационно-технологического туризма.

Разработки выпускников программы MBA Академии, прошедшие экспертизу городского сообщества на деловых слушаниях, были включены в целевую ведомственную программу развития малого и среднего предпринимательства Министерства промышленности и торговли РФ. А в декабре 2009 года по поручению этого же Министерства в целях поддержки государственных программ выхода их кризиса моногородов силами Академии была разработана процедура по отбору, оценке и экспертизе бизнес-проектов, направленных на диверсификацию экономики города и создание новых предприятий малого и среднего бизнеса.