()
Этапы становления НИОКР и проектно-аналитической деятельности

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-аналитические работы в Академии определяются тремя программами развития самой Академии.

Первая программа развития (1991-1998 гг.) направлена на разработку на базе высшего учебного заведения инновационной технологии управленческой (проектно-аналитической) подготовки в ориентации на так называемую «русскую модель» управления. На этом этапе основную роль сыграли фундаментальные исследования коллектива сотрудников лаборатории методологии образования, лаборатории разработки содержания специализированного образования, а также научных сотрудников проектно-исследовательского центра Академии в различных научных областях: экономика, финансы. Результаты исследовательских работ этого периода отражены в сборниках научных трудов сотрудников Академии: «Проектирование нормальной школы» и «Культура и культуротехника в контексте образования», в монографиях «Локальная образовательная система: опыт проектирования и становления» (Богданов И.В.), «Педагогическая инженерия», «Игровая педагогика», «Практика и практическая подготовка» (Зинченко А.П.), «Коммуникационный менеджмент» (коллективная монография), а также в ряде публикаций в журналах.

Вторая программа развития (1999-2003 гг.) имела своей целью проектирование инновационного образовательного учреждения на основе сорганизованного учебного плана практической подготовки. Ядром исследовательской работы стало конструирование единого учебного плана, сорганизованного содержания и форм организации подготовки специалистов. Ведущей разработкой на этом этапе явилась разработка информационной системы управления учебным процессом как инструмента сорганизации различных направлений подготовки специалистов в Академии, а также внедрение кредитно-модульной технологии в организацию учебного процесса (в ориентации на интеграцию в мировое образовательное пространство).

В связи с этим в НИР и ОКР Академии увеличивается доля разрабатываемых и внедряемых форм практической подготовки для разных специальностей (тренажеры, игры, мастерские и др.). Разрабатывается и внедряется единая технология дистантной подготовки – тесто-тренинговая система, интегрированная в локальную сеть Академии.

Кроме того, целый ряд прикладных исследований и проектно-аналитических разработок ориентирован на разные сферы деятельности, подготовка к которым осуществляется в Академии, – финансы (реформирование региональных финансов), коммуникационные технологии, прикладные информационные системы, практическая юридическая подготовка.

На этом этапе возросла доля исследований и проектно-аналитических разработок, финансируемых из внешних источников, за счет средств заказчиков, что свидетельствует об эффективности и успешном внедрении разработок Академии. Сформировался устойчивый спрос на целевые программы управленческой подготовки, разрабатываемые по созданной в Академии технологии управленческой подготовки (PMTP, подготовка государственных служащих для аппарата Полномочного представителя президента в ПФО, подготовка управленческих кадров для реформирования системы образования региона и др.).

Результаты работ этого этапа отражены в сборниках научных трудов Академии «Атриум-Педагогика», а также в ряде монографий и статей Волкова А.Е. и других сотрудников Академии.

Третья программа развития (с 2004 по настоящее время) направлена на формирование на базе Академии межрегионального центра по трансферту инновационных технологий подготовки в системе профессионального образования, а также регионального центра управленческой подготовки, обеспечивающего разработку программ и проектов развития региона.

Соответствующая линия прикладных исследований направлена на описание и распространение накопленного по данной теме опыта организации учебного процесса. Возрастает доля исследовательских работ, выполняемых по государственных контрактам в рамках Федеральной программы развития образования, а также в рамках региональных программ (заказчики – Министерство образования и науки РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Министерство образования и науки Самарской области). Ряд исследовательских работ и прикладных разработок выполнен в рамках грантовой поддержки и федеральных конкурсов.

На данном этапе Академия активно включается в кооперативные и коммуникативные связи в рамках федеральной, региональной и городской образовательных инфраструктур. Ряд исследований и разработок реализован в форме инфраструктурных проектов – городской образовательной инфраструктуры г.о. Тольятти (образовательный консорциум Тольяттинская академия управления – Тольяттинский государственный университет – Тольяттинский политехнический колледж), региональной ассоциации «Аграрный образовательный комплекс», региональной сети начального профессионального образования, кооперативных проектов с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, образовательного консорциума «Приволжский кластерный университет “Автомобилестроение”». 

 

В этот период Академия выступает как центр компетенций по проектно-аналитическому и кадровому обеспечению стратегий развития таких сфер деятельности, как банковская деятельность (на примере сотрудничества с ОАО «Банк АВБ»), машиностроение (на примере совместных работ и мероприятий с ОАО «ОПК "ОБОРОНПРОМ"»), муниципальное и региональное управление.

Немаловажен тот факт, что Академия становится центром подготовки исследовательских и проектно-аналитических кадров для других учебных заведений: выпускники Академии являются научными сотрудниками и ведущими специалистами проектно-аналитического центра Тольяттинского государственного университета, Центра образовательной политики и Центра игровых инновационных технологий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Центра общественных связей Министерства промышленности и энергетики РФ, корпоративного университета ОАО «ОПК "ОБОРОНПРОМ"», Центра программ подготовки управленческих кадров, Центра инновационных образовательных технологий и Центра образовательной политики Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, других структур.

Результаты этого этапа научно-исследовательских и проектно-аналитических работ Академии отражены в сборниках научных трудов Академии «Атриум-Педагогика», а также в коллективных монографиях «Начальная управленческая подготовка» и «Инновационная образовательная система ТАУ», в публикациях отдельных сотрудников Академии.