()
Учебная деятельность - программы и технологии

Дошкольный период (3–6 лет) базируется на программе «Развитие +», разработанной в учебном центре им. Л.А. Венгера «Развитие». Программа ориентирована на развитие интеллектуальных, творческих и художественных способностей детей.

В младшем дошкольном возрасте проводятся занятия по сенсорному воспитанию, конструированию, ориентировке в пространстве, ознакомлению с окружающим миром и природой, по изобразительной деятельности, знакомству с художественной литературой и развитию речи, музыкальному воспитанию, физической культуре, плаванию.

В старшем дошкольном возрасте добавляются занятия по театральному искусству, иностранному языку, обучению грамоте, математике и логике, шахматам и хореографии.

В начальной школе (1–4 классы) учебная и методическая работа осуществляется по программе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. В первой половине дня учащиеся изучают математику, русский язык, литературное чтение, иностранный язык, окружающий мир и музыку. Во второй – дополнительные дисциплины физкультурно-оздоровительного цикла и искусства: физическую культуру, плавание, основы актерского искусства, компьютерную грамоту, изобразительное искусство, шахматы и другие. На углубленном уровне изучаются математика и английский язык. 

Формы и методы обучения

  • В «Ростке» используются игровые формы обучения.
  • Многие из программ творческого блока являются авторскими.
  • С 6 лет детей начинают включать в проектные работы, в ходе которых учащиеся на практике могут понять, зачем им нужны те или иные теоретические знания. Такой подход повышает интерес к учебе.
  • К 4 классу у ученика формируется умение самостоятельно учиться. Система обучения выстроена таким образом, чтобы учащиеся научились ставить цели и задачи на обучение, видеть свои пробелы и самостоятельно работать над их устранением.
  • Благодаря активным формам обучения дети учатся планировать, работать в команде, отстаивать свою точку зрения, анализировать, принимать решения, оценивать результаты работы.

Программа «Развитие»

Преимущества программы:

  • чёткая структурированность;
  • детальная проработанность учебного материала;
  • обеспеченность каждого занятия конкретным развёрнутым планом работы;
  • обеспеченность учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3-7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л.А. Венгера о развитии способностей детей. При разработке программного материала учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Сенсорное воспитание.
  2. Ознакомление с пространственными отношениями.
  3. Развитие элементов логического мышления.
  4. Развитие элементарных математических представлений.
  5. Овладение основами первоначальной грамоты.
  6. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
  7. Конструирование.
  8. Развитие экологических представлений.
  9. Изобразительное искусство.

10.  Игра.

11.  Режиссёрская игра.

12.  Художественное конструирование.

13.  Выразительное движение.

Особое внимание уделяется формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Программа направлена на развитие всех познавательных способностей, что способствует успешному обучению детей в школе.

Программа развивающего обучения (РО)

Программа начальной школы выстраивается на принципах развивающего обучения. Особенностью развивающего обучения является одновременное интеллектуальное, творческое и психологическое развитие ученика. Ребенок рассматривается как личность с уникальным индивидуальным набором качеств и собственным вариантом развития.

При таком обучении педагог не передает знания ученику в готовом виде, а организует его исследовательскую деятельность, благодаря которой ребенок учится думать и добывать знания самостоятельно.

Цели обучения:

  • общее психическое развитие личности;
  • создание основы для всестороннего гармоничного развития.

В основе развивающего обучения школьников (по В. В. Давыдову - Б. Д. Эльконину) лежит принцип усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В процессе развивающего обучения качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно-логическому, в дальнейшем – к теоретическому.

В основе учебного процесса РО лежит так называемая "учебная задача", то есть задача, вынуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически.

Первоначально младшие школьники осуществляют учебную деятельность совместно – поддерживают друг друга в решении задачи, проводят дискуссии о выборе лучшего варианта решения. Постепенно учебную деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый.

Развитие ребенка происходит, когда младший школьник постепенно превращается в учащегося, т.е. в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Для этого он должен знать о своих ограниченных в чем-либо возможностях, стремиться и уметь преодолевать эту ограниченность. Это означает, что ребенок должен анализировать свои собственные действия и знания, т. е. рефлексировать.

Специфический результат развивающего обучения состоит в свободном, не подчиненном заданной норме, не имеющем эталона, развитии каждого ученика.