()
Практическая подготовка

За последние два десятилетия в России произошли основательные изменения, которые в свою очередь не смогли не отразиться на отношении молодого поколения к профессиональной деятельности и жизни вообще. Изменилась идеология людей, и новое поколение уже не похоже на своих родителей. В России активно развиваются различные сферы жизни, и молодое население должно быть готово не только поддерживать проводимые в стране реформы, но и принимать активное участие в реализации задуманного.

Меняется страна, меняются люди, нерушимым остается только выстроенная на века система образования и подготовки, которая по-прежнему «затачивает» людей под конкретные рабочие места, не оснащая молодежь способностями меняться самим и менять окружающий их мир.

Организаторы систем подготовки должны понимать, что в настоящее время стало гораздо больше ситуаций, которые требуют от людей принятия различных решений. В сегодняшней ситуации молодым людям постоянно необходимо обдумывать свои планы и горизонты — выбирать школу, вуз, работу, быть готовыми сменить сферу деятельности, профессию, освоить новые профессиональные способы и так далее.

Как это ни парадоксально, многие не хотят признавать произошедших в стране перемен. Студенты жалуются на жизнь и на то, что институт не может их пристроить на рабочие места. Родители настаивают, чтобы их чадо во что бы то ни стало закончило вуз, и готовы платить за мифическое образование огромные деньги, лишь бы у ребенка был диплом известного вуза (желательно московского), потому что с таким дипломом он сможет устроиться на работу в любую организацию. А работодатели в один голос заявляют, что не довольны подготовкой большинства выпускников, потому что хотят видеть в своих организациях не начитанных безынициативных умников, а мобильных, гибких и целеустремленных «прогрессоров».

И разворачиваются нешуточные дискуссии, в которых принимают участие представители власти, образовательные учреждения, компании-работодатели и всевозможные родительские советы. Но мало кто обсуждает вопрос о том, что ответственность за свою судьбу и страну в целом лежит непосредственно на подрастающем поколении, которое должно уметь самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы.

В такой ситуации основной вопрос, требующий ответа — как нужно воспитывать (готовить к жизни) современных людей, способных быть ответственными за свое здоровье, жизнь, семью, организацию, страну, а также принимать необходимые решения, исходя из поставленных целей и задач, как личных, так и профессиональных.

Функциональные места в сферах деятельности предъявляют определенные требования к человеку, их занимающему, соответственно, система образования и подготовки должна учитывать эти требования. Современный образованный человек (в отличие от образованного человека XIX века) не обязан обладать большим количеством теоретических знаний и прочей информации, имеющейся в свободном доступе в библиотеках и Интернете, гораздо эффективней быть оснащенным инструментами, техниками и способами работы. Поэтому при подготовке человека к будущей работе следует использовать формы подготовки, позволяющие освоить техники и способы практической деятельности, а также получить теоретические представления и правила, дополняющие практические инструменты.

Есть два варианта включения в деятельность: реальный (боевой) на рабочем месте и имитационный (игровой) внутри учебного процесса. В образовательном процессе Тольяттинской академии управления есть место для игрового и боевого освоения практической деятельности. Основной принцип, эксплуатируемый в ТАУ: получение практических навыков и знакомство со сферой деятельности возможно только в ситуации включения в эту деятельность. Нельзя просто рассказать человеку, как осуществляется та или иная операция, и полагать, что после этого он успешно будет ее выполнять.

Система практической подготовки в ИОУ предполагает:

— создание в учебном процессе ситуаций, требующих принятия ответственных решений и долгосрочного планирования личной траектории;
— участие студентов в реальных проектах и выполнение операций и процедур, соответствующих функциональным местам в профессиональной сфере;
— предоставление возможностей увидеть реального работодателя, пройти практику на реальных рабочих местах в организациях;
— создание в учебном процессе пространства для рефлексии и анализа собственных действий.