()
Тьюторство

Назначение и функции. Трансляция опыта деятельности в «живой» коммуникации в рамках малой (референтной) группы.

Происхождение (историческое время, социокультурная ситуация, авторы). Корни уходят в доисторические времена.

Ареал допустимых употреблений (где и для чего употребляется). Организация работ по переносу опыта в больших коллективах учащихся. Старшие принимают на себя функции введения младших в совместную деятельность. Организаторы обеспечивают разделение коллектива на малые группы и осуществляют общий контроль порядка и дисциплины.

Формы организации взаимодействия обучающих и учащихся. Совместное выполнение сложных целевых работ, требующих групповой (командной) организации.

Метод трансляции содержания (демонстрация, вопрошание, пояснение, рефлексивное присвоение и т.д.). Демонстрация образца деятельности (делай как я!).

Единицы (кванты) транслируемого содержания (опыт, способ, инструменты, понятия, технология, интенции и ориентации). Главное содержание — демонстрация и передача организационной нормы в форме традиции.

Продукты и результаты на выходе. Накопление собственного опыта, аналогичного тьюторскому.

Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать), и новенького. Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное нерегламентированное общение, в ходе которого опытный в виде баек, сказок и легенд рассказывает новенькому, что произошло с ним, чтобы предупредить ученика от повторения собственных ошибок.

Тьюторство фактически предтехнологическая форма, поскольку здесь отсутствует позиция организатора-педагога. Но все же после общения с тьютором новенький должен получить способность нечто понимать, говорить об этом и нечто делать.

Для автора «Великой дидактики» Я.А. Коменского очевидной была необходимость одновременно учить людей чтению и письму и учиться и обучать тому, что усвоено. Именно он сформулировал принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил — обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».

Коменский утверждал, что преподаватель сможет эффективно работать лишь в том случае, если будет заниматься не отдельным учеником, но разделит всех учеников на группы, например на десятки, во главе каждого десятка поставит наблюдающих, а над ними в свою очередь — других, и так далее, вплоть до самого старшего. Доказательство истинности такой организации Коменский усматривал в природе: «Ствол не доходит до всех ветвей, но, оставаясь на своем месте, сообщает сок главным, примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток дерева».

Если ученики не станут помогать друг другу, то учитель не сможет одновременно учить многих детей или будет это делать хуже, чем учитель, работающий с одним учеником, и, следовательно, нет смысла в создании массовых школ. Иными словами, сама организация массового обучения, по замыслу ее автора, предполагает взаимодействие учеников, а без него она попросту немыслима.

Необходимость организации взаимодействия учеников Коменский не придумал. Тот факт, что для овладения знанием, добродетелью или умением обязательно нужно, чтобы ученик побывал в «шкуре» учителя, сам преподавал кому-то, наставлял кого-то в добродетели, прививал умения, люди зафиксировали это очень давно. (Исторический опыт тьюторства представлен с использованием работы Г.А. Цу-керман «Qui docit, dicit!»)

В школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителя, но главное — надежную защиту, поддержку старшего друга. Сами же наставники оттачивали свои свежеприобретенные знания и способности, давая воспитанникам образцы поступков, суждений, оценок, атлетических и музыкальных совершенств, и сверх того учились социальной, гражданской ответственности за доверенных им будущих воинов. Должностные лица присутствовали на занятиях отроков с детьми, не вмешиваясь, но наблюдая за тем, чтобы старшие пользовались своей властью в разумных пределах. Когда младших отпускали отдыхать, их наставники нередко подвергались наказаниям, если карали своих подопечных слишком строго или были слишком снисходительны.

Никогда не удастся установить, было ли употребление принципов коллективного обучения в разных точках цивилизованного мира результатом преемственности или эти принципы всякий раз открывались заново, но факты возрождения системы обучения и воспитания, основанной на сотрудничестве обучаемых, мы встречаем в самых разных культурах практически во все времена.

Принципы спартанской педагогики римляне отчеканили в пословицу: «Docendo discimus» — «Учатся обучая». Близкое по смыслу высказывание приписывают китайскому философу VI—V вв. до н.э. Конфуцию: «Учитель и ученик растут вместе... Обучение — наполовину учение». Принцип сотрудничества учеников в процессе обучения был одним из четырех Великих принципов конфуцианской педагогики, утверждавшей, что «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны».

В конфуцианских школах после третьего года обучения проверяли, питает ли ученик почтение к науке и наслаждается ли обществом товарищей, а через семь лет проверяли способность рассуждать о науках и выбирать друзей. Считалось, что если заботиться только о продвижении учеников в науках и не заботиться об утверждении в главном — в отношениях с наставниками и учениками, то ученики останутся невежественными, будут страдать от трудностей учения и не увидят в нем пользы.

Та же система отношений между старшими и младшими учениками культивировалась в средневековой Англии и сохраняется сегодня в привилегированных учебных заведениях. К каждому приходящему в школу мальчику прикреплялся помощник, опекун, тьютор — ученик старшего класса. Старший должен был не только помогать младшему в выполнении учебных заданий, по главное — разрешать трудности школьной жизни, всегда неизбежные при переходе из родительского дома в суровый быт закрытой школы. Название наставника tutor происходит от латинского tucri — «защищать, оберегать, заботиться».

Воспитанником одной из лучших английских школ VIII века, основанной при Йоркском монастыре, и большим поклонником тью-торской системы обучения был Алкуин, выполнявший при дворе Карла Великого функции министра просвещения. Создавая по повелению Карла образцовые школы во Франции, Германии, Италии, Алкуин прививал в них формы организации взаимоотношений учащихся по английским образцам.

То, что лишь отчасти удалось Алкуину, блистательно осуществили иезуиты, создавшие самые совершенные учебные заведения в Европе XVI—XVIII веков, суммировав все известные европейскому просвещению методы совместного обучения юношества. Для укрепления власти церкви, пошатнувшейся под ударами Реформации, иезуиты выбрали изощренное средство: с младых ногтей формировать умы и характеры тех, от кого будут зависеть в дальнейшем политические судьбы Европы, сначала воспитывать правящее сословие и впоследствии иметь влияние на государственных мужей. Для того чтобы аристократия отдавала своих детей в иезуитские школы, необходимо было создать учебно-воспитательные заведения, не имеющие себе равных. И таковые были созданы. Самое лучшее по тем временам светское образование и воспитание, максимальное развитие способностей — вот чем славились иезуитские школы, привлекавшие даже протестантов. Достигнуть такого результата орден смог, оттачивая и совершенствуя методы преподавания; в содержании обучения принципиальных различий между иезуитскими и прочими школами не было.

Классы делились на группы, главному в группе мальчики рассказывали урок. Это происходило под наблюдением учителя, назначавшего и сменявшего командиров групп. Ученики в группах не только отчитывались в приобретенных знаниях, но пытались самостоятельно эти знания добывать. Учитель ставил перед группой проблему, ответ на которую мог быть извлечен из текста, подлежащего изучению. Группа обсуждала различные аспекты текста. К тексту ставили вопросы, и критически рассмотренные группой варианты ответов на них составляли начало решения поставленной проблемы. В таких обсуждениях, имевших форму диспута, отбирались наиболее одаренные мальчики. Их организовывали в семинар, где они вольны были обсуждать собственные сочинения, переводы, опыты и просто волнующие их темы. Участие в таких прениях было добровольным и представлялось в виде награды.

Другим делением было деление на пары соревнователей. Пары подбирались самым тщательным образом и не были постоянными. Так, каждому мальчику стремились дать товарища, который действовал бы на него исправляюще и возбуждал в нем тягу к совершенствованию в занятиях и поведении. Если товарищ был совершеннее, он служил образцом, если был менее совершенен, необходимость служить ему образцом удерживала мальчика на стезях добродетели. В колледжи, готовившие преподавателей для иезуитских школ, отбирались самые одаренные выпускники этих школ, обнаружившие не только умственное, но и духовное превосходство.

В опыте иезуитов были собраны и развиты все встречавшиеся ранее формы соорганизации учащихся: и разновозрастная кооперация, где старшим ученикам поручалось обучение и воспитание младших: и одновозрастная кооперация помогающих друг другу мальчиков; и свободный обмен мнениями в детском семинаре, воспитывающий творческую независимость; и иерархические отношения между командиром группы и подчиненными ему сверстниками, дисциплинирующие ум и волю и подчиненных, и командира.

Своеобразный бум учебного сотрудничества отмечен в начале XIX века. Его социально-экономической подоплекой была необходимость создания широкой системы массовых народных школ, а поводом стал опыт педагогической работы Эндрю Белля — шотландца, попавшего в конце XVIII века в Индию и назначенного интендантом школы в Мадрасе, где были собраны дети английских солдат. Доверенное ему учреждение Э. Белль застал в бедственном состоянии. Обучение вести было немыслимо, да и само совместное пребывание нескольких сотен мальчиков в одних стенах было чревато неприятными последствиями для здоровья и жизни воспитателей, воспитанников и окрестных жителей. В поисках выхода из кризиса Белль, в точности по рецепту Коменского (произведений которого он, впрочем, мог и не знать: идея «носилась в воздухе»), разбил мальчиков на десятки, назначил себе помощников из старших учеников, те в свою очередь выбрали себе помощников среди семи-десятилетних, а они надзирали за пяти-шестилетними. В течение месяца дисциплина и нормальный ритм жизни были налажены, появилась возможность перейти непосредственно к обучению. Иерархия групповых отношений была сохранена и здесь. Сам Белль занимался со старшими мальчиками и объяснял им, как и чему они должны научить средних; средние, выполнив задание старших, учили малышей азбуке и началам счета.

Доклад Белля о поразительном эффекте его системы преподавания был опубликован в Англии, и дело Белля нашло пылкого поклонника и последователя в лице Джозефа Ланкастера, который не только сам преподавал по рекомендованному методу, но и всячески способствовал широкому распространению системы обучения, названной его именем, в Англии и на континенте. Ланкастерская система процветала в школах Европы и Америки в первой четверти ХГХ века. В 1815 году в Петербурге было учреждено Общество училищ взаимного обучения.

В те времена, когда церковная школа перестала отвечать запросам времени, а государства еще не могли в полной мере взять на себя расходы по содержанию массовой школы, ланкастерская система оказалась удобным способом обеспечить образование самых широких слоев населения.

«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко начинается с описания положения куда более отчаянного, чем то, из которого выпутывался шотландец Белль. А «Республика Шкид» и сотни других знаменитых и безымянных подвижников школьного дела, столкнувшихся в первые годы революции с бедствием беспризорничества, массовой безграмотностью и развалом старой школы?! Какими методами действовали они? Аналогичными: прежде всего создавали коллектив, систему взаимоотношений между воспитанниками, того или иного рода самоорганизацию учащихся. Без этого ни образовательные, ни воспитательные задачи в принципе не могли быть решены.

Аналогичная ланкастерской система взаимоотношений между учителем и учениками практически бытует сегодня в сельской малокомплектной школе, где учитель, не будучи в состоянии одновременно «обслужить» всех своих питомцев, поневоле прибегает к помощи старших учеников или наиболее усердных или одаренных детей. Такая школа напоминает многодетную семью, где взрослые просто не управились бы со своими хозяйственными и родительскими заботами, если бы не приучили старших детей опекать, наставлять и обучать младших.

Эффективный образец технологии тьюторства был создан в советское время. Воспитательная машина представляла собой череду организаций, вложенных одна в другую: октябрята, пионеры, комсомольцы, партийцы, профсоюзная организация. На комсомольской работе вырастали «орговики» и управленцы. Дело в том, что пионерская и комсомольская организации изначально брали человека как место в группе, место в функциональной структуре, и работа с людьми строилась чрезвычайно эффективно.

Кто такие «тьюторы»? Это лучшие ученики и студенты в учебном заведении. Тьюторы должны привлекаться к организации учебных курсов и могут выступать в качестве полноценных организаторов учебной деятельности (под контролем старших коллег). Выполняя такого рода работы, тьюторы получают возможность накопить опыт в организации и управлении, а также самим дополнительно продвинуться в содержании собственной подготовки. При этом эффективность прохождения курсов подтьюторными (подопечными тьюторов) гораздо выше в силу ряда причин:

— тьюторы — ровесники подтьюторных, им всегда легче задать вопрос;
— тьюторы — образцы (уже добились некоторых успехов в организации);
— тьюторы всегда пытаются сделать курс интереснее и увлекательнее, более того, они знают, что может заинтересовать их сверстников;
— тьюторы относятся к выполняемым работам с повышенной ответственностью, поскольку боятся потерять репутацию, да и работа в учебном заведении не успевает им наскучить.

Опыт ТАУ:

— формирование группы тьюторов из числа студентов первого курса в рамках прохождения базового курса «Начальная управленческая подготовка»;
— работа мастерской тьюторства (организация силами тьюторов курса «Начальная управленческая подготовка»);
— организация учебных курсов третьей-четвертой ступени по схеме тьюторства (схема стратификации студентов по степени «зрелости» и готовности к организации учебной деятельности других: «оранжевые — желтые — зеленые»)