()
Педагогические технологии

Под понятием «педагогическая технология» имеется в виду определенное нормированное устройство учебного процесса (форма организации, содержание, методы подготовки, продукты и результаты на выходе) или учебной деятельности, которое целевым образом меняет учеников или позволяет им измениться самостоятельно. Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.

В ядре схемы понятия педагогической технологии лежит процесс, в ходе которого, при помощи различных технических устройств, одни люди целевым образом изменяют других людей.

Необходимо различать этот процесс и естественную жизнь человека. Естественная жизнь человека есть процесс превращений, которые происходят с ним случайным образом. Люди живут в процессах превращений до тех пор, пока не попадают в системы подготовки, туда, где работают педагогические технологии.

Технология есть искусственная организация процесса изменений, происходящих в человеке, а если есть процесс и он кем-то организован, то необходимо выделять фазы и этапы в этом процессе.

Первой такой фазой является введение. На этой фазе человеку нужно объяснить, что с ним будет происходить в технологическом процессе, чтобы он мог сознательно принимать то, что с ним будет делать технология. Введение не требуется по отношению к материалу природы: железо и дерево можно брать и сразу обрабатывать, а вот людей к обработке нужно предуготовить. С людьми нужно поговорить!

Заключительным этапом процесса является выход из технологии. При этом на этапе введения нужно обозначать то, что может и должно быть получено на выходе. Результаты, которые должны быть получены, или то, чему человек должен научиться, делятся на три части: человек за счет прохождения педагогической технологии должен научиться нечто делать, правильно это дело понимать и правильно по поводу понятого и сделанного высказываться.

Внутри процесса должны быть организованы как минимум две итерации, поскольку для того чтобы научиться делать, понимать и высказываться, нужно обязательно получить право на попытки-пробы. Между этими двумя попытками, или после каждой попытки, человеку должна быть дана возможность проанализировать то, что с ним произошло. Рефлексивный анализ — не естественное состояние для человека, рефлексия должна быть организована. И это есть непременное условие и инструмент педагогической технологии. Если человек не рефлектирует свои мысли и действия, это значит, что он ничему не учится.

В рефлексии человек может приобщиться к содержанию осваиваемой деятельности, которое представлено в виде понятий и описаний способов работы. В ходе выполнения действий, заданных технологически, человек осваивает операторно-процедурную составляющую деятельности: инструменты, средства, операции. И одновременно с этим формирует собственные техники (лучше всего под руководством тренера).

Не бывает «безлюдных» педагогических технологий. Все они обязательно требуют присутствия фигуры того, кто технологией владеет, может ее эксплуатировать, с кем можно поговорить («войти в коммуникацию»).

Наиболее эффективная, «дотехнологическая» форма трансляции деятельности новым поколениям — это индивидуальная педагогика, работающая по принципам:

— «сделано вручную»;
— один ученик (небольшая группа учеников) — один учитель.

Пример: Аристотель и Александр. Эта форма уникальная, принципиально нетехнологичная и дорогая. Чтобы получить в свое распоряжение подлинного учителя, нужно родиться в царской семье или увидеть улыбку фортуны.

Системы массовой подготовки людей построены на педагогических технологиях. При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формуют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления. Педагогическая технология может предоставлять людям возможность свободы воли и выбора, а может быть принудительной.

Конструкционный материал педагогической технологии — люди-носители определенного опыта и подготовки (методик, норм, правил). Они опираются на соответствующее инструментальное оснащение: информационные инфраструктуры, учебные материалы, тексты, фильмы, фонограммы, картины, схемы и прочее.

Существо и содержание педагогической технологии определяются тем, как она создает и транслирует универсум культуры. Поясним это на примере. Суть конвейерной технологии — массовая последовательная сборка сложных изделий из множества деталей. Суть такой биотехнологии, как брожение, — создание специальных условий для активной жизнедеятельности определенных микроорганизмов.

Пользуясь моделью, можно утверждать следующее. Внешне педагогические технологии напоминают производственные. Например, классно-урочная система похожа на конвейерную сборку: на ученика-изделие множество преподавателей «навешивают» свои предметы-детали. А то, что в педагогике называют «образовательно-воспитательной средой», можно представить по аналогии с «брожением».

Что при этом происходит с человеком, учеником-изделием? Он обучается, учится, воспитывается? Чему и как? Но у него ведь есть (должно быть) собственное «я», есть среда малой группы, рефлексия, наконец. Все это активно сопротивляется «навешиванию». Непонятно кто, чему и как сопротивляется. Все непонятное в людях педагогика отдает психологам. Они и должны разбираться с состояниями «человеческого материала».

Такой подход — по аналогии — хорош для исследователя-эмпирика, но не может устроить инженера-технолога. Инженер должен не познавать, но создавать. А для этого он должен адекватно понимать, что и как происходит «внутри» технологического процесса. Отсюда следует требование на раскрытие существа педагогических технологий и необходимость отвечать на вопросы:

— Что транслируется данной педагогической технологией?
— Как обеспечивается трансляция? Средства, методы и формы организации трансляции и есть то, что транслируется?
— Как организована и воспроизводится собственно деятельность трансляции? Каково институциональное устройство данной технологии?